Начальник Климовичской райэнергогазинспекции Леонид Коновалов: не допустить электротравм на производстве

Время от времени в сводках спасателей и в средствах массовой информации рассказывается о несчастных случаях с персоналом сельскохозяйственных и других предприятий, связанных с поражением электрическим током в охранной зоне воздушных линий электропередачи.

Как прокомментировал ситуацию начальник райэнергогазинспекции Леонид Коновалов, основными причинами таких случаев  являются  неудовлетворительная  организация  эксплуатации  электрохозяйства, нарушение «Правил охраны электрических сетей», отсутствие у персонала элементарных знаний об опасности электрического тока. Вот несколько фактов, подтверждающих это.

     Так, 31 марта текущего года попали под напряжение два работника ОАО «Большая стройка», которые выполняли работы по обшивке здания склада металлопрофилем. При перемещении вышка приблизилась на недопустимое расстояние к токоведущим частям воздушной линии 10 кВ.  Люди попали под напряжение и в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Чрезвычайное происшествие зафиксировали в Минском районе.

  3 августа 2021 года вблизи населенного пункта Редишено Шкловского района произошел несчастный случай с помощником комбайнера ОАО «Новогородищенское».  Комбайн повредил высоковольтную линию: сорвал изолятор фазы «А» со штыревого крепления траверсы на опоре № 92 и приблизился на недопустимое расстояние к проводам. Потерпевший в тяжелом состоянии был доставлен в реанимационное отделение ЦРБ г. Шклова.

— При работе сельскохозяйственных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи нельзя находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька, — подчеркивает Леонид Венедиктович. — Запрещено выполнять ремонтно-профилактические работы на машине; работать во время грозы или при приближении грозы; работать в пролетах воздушных линий, имеющих оборванные провода, а также приближаться к опорам, имеющим оборванные провода, и к оборванным проводам, лежащим на земле, на расстояние менее 8 м;  производить полив сельскохозяйственных культур; совершать проезд машин  и  механизмов,  имеющих  общую  высоту  с  грузом  или  без  груза  от поверхности дороги более 4,5 м (только по заранее разработанным и согласованным с собственниками линий безопасным маршрутам движения); приближаться к дереву, лежащему на проводах, на расстояние менее 8 м.

Правила не допускают работу на высокогабаритных машинах под проводами воздушных линий, на участках, имеющих резко неровный рельеф, а также наезжать на бугры высотой более 1 м.

Опасно для жизни работать со стогометателем, транспортировать стога соломы, сена и других подобных грузов; заправлять машины горючим и останавливать их (при аварийной остановке машина должна быть удалена из охранной зоны в кратчайший срок).

В случае соприкосновения машины или механизма с проводом запрещается какая-либо  дальнейшая  работа  на  этой  машине.

Водители, управляющие крупногабаритной техникой, привлекаемые для выполнения сельскохозяйственных работ и грузоперевозок, обязательно должны пройти целевой инструктаж по безопасной работе в охранных зонах ВЛ.

Выполнение работ с применением высокогабаритных машин и механизмов в охранной зоне воздушных линий должно проводиться по наряду-допуску и быть согласовано с владельцами электрических сетей, в ведении которых находится воздушная линия.

В случае соприкосновения провода воздушной линии с машиной водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановить машину.  Если в результате соприкосновения с воздушной линии машина загорелась, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей.  Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее нужно   «гусиным шагом», не отрывая ног друг от друга, до снятия напряжения или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины.

 Никифор МИНЧЕНКО.