Референдумы в истории суверенной Беларуси

Согласно действующему законодательству, решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни в стране могут приниматься на республиканских и местных референдумах. В них принимают участие все граждане, обладающие избирательным правом, проживающие в республике.

Республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными Советами депутатов по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих территорий.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.

Право участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

  • которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
  • связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента и палат Национального собрания Республики Беларусь;
  • о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);
  • об амнистии, о помиловании.

В суверенной Беларуси референдумы проводили в 1995, 1996 и 2004 годах.

Первый референдум был проведен 14 мая 1995 года. На общественное обсуждение выносилось четыре вопроса: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

В опубликованном Центризбиркомом официальном сообщении было сказано, что в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 4.830.582 человека, или 64,8%. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3% граждан. За установление новых Государственного флага и Государственного герба — 75,1%. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3% граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию — 77,7%.

В августе 1996 года Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на 24 ноября. При этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос о внесении альтернативных изменений в Конституцию, упраздняющих пост Президента и превращающих республику в чисто парламентскую.

Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о переносе Дня Независимости на 3 июля, о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом), о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения и об отмене смертной казни.

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14% населения. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18% граждан, за принятие предложенной Александром Лукашенко новой редакции Конституции — 70,45%, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88%, а против отмены смертной казни — 80,44%.

Во время третьего референдума на суд народна был вынесен один-единственный вопрос: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»

Как следует из итогового постановления Центризбиркома «О результатах республиканского референдума 17 октября 2004 года», в голосовании приняли участие составляет 90,28% граждан, внесенных в списки для голосования. За принятие решения по вынесенному на плебисцит вопросу проголосовали 79,42%.

На февраль 2022 года запланирован 4-й по счету республиканский референдум. На всенародное голосование будет вынесен проект изменений в Основной закон страны.

Как подчеркнул глава Администрации Президента Игорь Сергеенко 27 ноября, работа над проектом обновленной Конституции практически подошла к финалу.

«Мы вышли на проект Конституции, но тем не менее предстоит еще незначительная доработка, дошлифовка по отдельным позициям. Основная цель рабочей группы — создать окончательную конфигурацию проекта закона, который бы отвечал требованиям сегодняшнего времени, обеспечивал дальнейшее развитие нашей страны, мир и согласие на белорусской земле и, соответственно, благополучие наших граждан», — подчеркнул глава Администрации Президента.

По его словам, работа над обновленным вариантом Основного закона страны носила достаточно напряженный характер.

«Постоянные дискуссии, споры, консультации. Сегодня мы можем сказать, что изменения коснулись практически всех разделов. Принципиальные дополнения и изменения внесены в 77 статей, появилось 11 новых и предлагается новая глава, которая будет раскрывать статус, полномочия, компетенции Всебелорусского народного собрания», — отметил Игорь Сергеенко.

В преамбуле Конституции изменения незначительные. Она дополнена положениями о сохранении национальной самобытности, суверенитета, духовных и культурных традиций Беларуси.

«Сегодня тема белорусской идентичности имеет актуальное звучание. Полагаю, что в процессе всенародного обсуждения политологами, критиками, историками преамбула может быть дополнена», — подчеркнул Игорь Сергеенко.

По материалам БЕЛТА.
Фото БЕЛТА.