В рамках совместного проекта «Рожденные в 1941-м» рассказываем о судьбе Екатерины Ивановны Курлуковой

Продолжая совместный с районным советом ветеранов проект, в этот раз мы расскажем о Екатерине Ивановне Курлуковой. Женщина на протяжении всей своей жизни остается верна малой родине — деревне Стайки Тимоновского сельского Совета.

А хочется поработать!

Екатерина Ивановна Курлукова (в девичестве — Бычкова) родилась 10 ноября 1941 года. Сейчас ей восемьдесят лет. В деревне, где некогда было семь десятков дворов, жили многодетные семьи, было много молодежи, теперь осталось только семь заселенных домов, и в каждом по одному человеку.
— Ну как я живу? — говорит пожилая женщина. — Печку протоплю, есть приготовлю; в хате трохи приберусь; на улицу выйду — на лавочке посижу, подышу свежим воздухом, птичек послушаю; к соседке погулять схожу; телевизор посмотрю… Вот и все мои дела. Работать уже не могу — а хочется! (Вздыхает). Всю жизнь работала, с малолетства, — как теперь без дела сидеть? Пару грядок на огороде — такая вот моя работа. А было ж столько всего!..
Продукты автолавка привозит два раза в неделю — все, что надо, можно купить. Приходит вовремя. Пока ждем, и поговорим, новостями обменяемся.
Вот так и живем.

В школу — в лаптях

Отец с войны пришел инвалидом, без обеих ног. Получал пенсию, в колхозе не работал, только делал дома посильную для него работу. Например, плел лапти, корзины из лозы.
В семье было трое детей, Екатерина — средняя.
Начальную школу Катя окончила в Стайках, а потом ходила в Тимоновскую семилетку. — Жили очень бедно, — вспоминает женщина. — Как и другие, собирали на колхозном поле гнилушки, мерзлую картошку. Собирали и сушили цветки клевера, ждали щавеля и лебеды. В колхозе денег не платили — за трудодни давали натуроплату. Так что одеть и обуть особо тоже было нечего — в школу ходили в лаптях.
С малолетства помогала родителям. Видела, как выбиваются из сил женщины.
— Выгоняют коров на ранки, а потом до работы в совхозе пашут кому-нибудь огород, — вспоминает сельчанка. — Пятеро плуг тянут, одна пашет. После работы все идут пахать огород другой женщине. Так друг другу помогали.
Окончив семь классов, пятнадцатилетней девчонкой Катя пошла работать в совхоз — дальше учиться не позволяли материальные возможности семьи. Было это в 1956 году. Тогда уже, говорит, труд оплачивали деньгам. Хоть и небольшие это были деньги, но жить стало полегче. Вот так и проработала Екатерина Ивановна до самой пенсии: в полеводстве, на ферме — подменяла телятниц, доярок.

Было не до танцев

— А расскажите, как вы в молодости веселились? Танцы устраивали? Клуб был?
— Ой, не до танцев тогда было! — машет рукой Екатерина Ивановна. — Как наработаешься в поле, наломаешь спину… На сеялках, бывало и до восьми, до девяти вечера стояли, пыль глотали. Сеялки вручную загружали, мешки на себе таскали. А навоз на ферме — повоюй-ка вилами день! Вагоны на станции разгружали. Бульбу под плуг сажали и копали. Сено гребли, стоговали: мужики косили, а бабы гребли. Работы все тяжелые… Домой притянешься, а дома еще работа. А когда все поделаешь — то тут хоть бы голову до подушки…
Хотя, конечно, гуляли. Не без этого. Клуба не было. Летом танцы молодежь устраивала на улице, а зимой хату у кого-нибудь снимали, там и делали вечеринки. Гармонисты в деревне были свои.
Хлопцы особо по другим деревням на танцы не бегали, с другими девчатами не миловались — в основном женились на своих.

За своего, за местного

Замуж Катя вышла в двадцать лет — за своего, за местного парня Ивана. Иван был сиротой — отец с войны не вернулся, погиб на фронте. В 1961 году сыграли небольшую свадьбу. Жить молодожены стали у матери Ивана.
— Мы со свекровью ладили, — говорит Екатерина Ивановна. — Она была хорошая женщина. И с мужем мы жили дружно.
В 1962 году родился первенец — сын Виктор. В 1966 году на свет появился второй сын, Александр. Этот год для молодой семьи ознаменовался еще и новосельем — супруги с детьми перешли в свою хату. Бревна для нового дома заготавливали и возили из лесу сами, на тракторе — муж работал трактористом в совхозе, а сруб ставить, крышу крыть нанимали строителей.
Семья Курлуковых была работящей. Как и многие в деревне, держали большое хозяйство: корова, свиньи со свиноматкой, птица. И бычков на продажу растили, и свиней. Каждую копейку считали и берегли, куда зря не тратили. Дети подрастали, становились помощниками родителям.
Сыновья далеко от родительского дома не уехали, остались на Климовщине, в Тимоново. Довелось женщине и пережить беду — смерть старшего сына.
У бабушки трое внуков. Довольна Екатерина Ивановна и своими невестками. Ее не забывают — приезжают, помогают. Каждое утро родные звонят, интересуются ее здоровьем. «Ивановна знает, что ей будут звонить, ждет у телефона. А как же иначе? У нее ведь годы! Мы волнуемся. И вечером позвоним», — говорит невестка Галина.
Конец октября, но день выдался погожим. Бабушка Катя собирается на огород: накопать земли к весне, чтобы посадить помидоры на рассаду. Нужно думать о будущем.

Галина Цыганкова.