Климовчанка Маргарита Шуфер бережно хранит память о родных

Климовчанка Маргарита Шуфер бережно хранит память о родных: довоенные фото бабушки с дедушкой, родителей, различные документы, датируемые до 1950 года, а также награды. С болью в сердце Маргарита Евгеньевна вспоминает военные годы и то, что произошло с ее семьей.

В Краснополье

— В Краснополье фашисты в 1941 году расстреляли моих родственников: двухлетнюю сестру, бабушку, тетей и дядей, — говорит Маргарита Шуфер. (И среди многочисленных документов она выбирает снимок 1941 года сестры Майи). — Эту крошку расстреляли, когда ей было всего два года и шесть месяцев, — поясняет климовчанка. — В память о ней остался только этот снимок.
По инициативе Маргариты Шуфер на месте массовой казни еврейского населения в Краснополье установлен памятник.
Об этом месте — месте геноцида еврейского населения, архивные документы говорят следующее: «В конце ноября 1941 года в Краснополье прибыл немецкий карательный отряд. Все еврейское население им было согнано в Народный дом Краснополья. Затем все были расстреляны в противотанковом рву рядом с кладбищем. В ров евреев загоняли партиями и расстреливали. Живые наблюдали перед смертью гибель своих родных и знакомых. Страшная участь постигла 1400 человек».

Бабушка с дедушкой

Среди документов — фото бабушки и дедушки. Дедушка Маргариты Шуфер по линии матери — Давид Роднер — был начальником пожарной дружины в Краснополье. Погиб 20 августа 1922 года во время служебной командировки. Как рассказала Маргарите Евгеньевне ее бабушка, он ехал с председателем ревкома Владимиром Колесниковым и его супругой на совещание в Чериков. Недалеко от города их настигла банда… В живых осталась только супруга Колесникова. Об этом трагическом случае в своей документальной повести «Дзень першы, ноч апошняя» написал белорусский писатель Павел Ковалев.
— Дедушка был работящим и справедливым человеком, — говорит Маргарита Евгеньевна. — В Краснополье его все уважали. Он был бесстрашным и спас много жизней.
Под стать супругу была и Мария Львовна Роднер. В первые дни войны с дочерью Любой она эвакуировалась в Узбекистан. А до войны работала заведующей секретной частью Краснопольского райисполкома.
— Мама, вместе с бабушкой, эвакуировала секретные документы, — рассказывает Маргарита Евгеньевна. — Я даже и представить не могу, как ей пришлось тяжело. Она часто вспоминала о своем пути в Узбекистан: как они прятались от бомбежек в лесу, берегли документа от дождя, как тайком пробрались в поезд, голодали, но долг перед Родиной выполнили.

В поисках родных

Отец Маргариты Шуфер — Евгений Яковлевич — уроженец Костюковичского района (д. Студенец). Еще до войны создал семью и обосновался в Краснополье.
Старший лейтенант, кадровый офицер, он был участником финской кампании, а с первых дней Великой Отечественной войны — техник-интедант 2 ранга, начальник полевой почтовой станции 273 отдельного батальона связи, а затем — командир взвода снабжения 102 сп. 288 сд. С июня 1942 г. он уже заместитель командира транспортной роты. Еще через год — командир транспортной роты 3-го Прибалтийского фронта. В этой должности Евгений Яковлевич служил до июля 1945 года. Затем был госпиталь, а после лечения его комиссовали.
Евгений Шуфер еще на фронте узнал о гибели своей семьи: мамы, трех сестер, шести племянников, супруги и двухлетней дочери.
— Папа хотел знать, остался ли еще кто из родных в живых, — говорит Маргарита Шуфер. — Он узнал, что уцелела их соседка — Любовь Роднер. Стал ее искать. (И Маргарита Евгеньевна показывает пожелтевший от времени листок, датированный 5 июня 1943 года). Это ответ от Центрального справочного бюро, в котором сообщается: «Роднер Любовь Давыдовна, 1917 г. р., уроженка Могилевской области Краснопольского района, эвакуирована и проживает в Андижанской области Избасканском районе, ст. Бойток. Работает в РККП(б)».
Здесь ее и нашел Евгений Шуфер. У земляков завязалась переписка.
В декабре 1944 года Любовь Роднер вернулась в Беларусь. Потом она вышла замуж за вдовца Евгения Шуфера, семья обосновалась в г. Климовичи.
В 1947 году у супругов появилась на свет дочь Рита, а еще через несколько лет — дочь Галина.
Евгений Шуфер после войны работал на руководящих должностях: директором Климовичского загототдела, председателем Хотовижского сельпо, председателем колхоза имени Мичурина. Дважды становился начальником коммунального отдела г. Климовичи. На заслуженный отдых вышел с должности председателя Климовичского райсовета ДПО.
Маргарита Евгеньевна достает и перекладывает награды родителей: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени и медаль «За победу над Германией 1941 — 1945 гг.», знак «Отличник охраны» и множество юбилейных наград, которыми был награжден ее отец. За достигнутые высокие производственные показатели в 1947 году Евгений Яковлевич награжден и Почетной грамотой Министерства заготовок СССР.
У матери также есть награды: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», знак «50 лет пребывания в КПСС» и Грамота Верховного Совета БССР.
Маргарита Шуфер и ее младшая сестра Галина Гетко часто вспоминают о своих родных. Родословной интересуются и правнуки — Евгения и Александр, которые частенько наведываются в гости и просят бабушек показать фото прадедушки и подержать его награды в руках. Именно так рождается патриотизм. С юных лет, со знания истории своей семьи. Пока документы и награды бережно хранит Маргарита Шуфер, а потом они перейдут к правнукам, праправнукам… И память о тех далеких и трагических годах будет жить в сердцах молодого поколения.

Дарья ЭВЕРС.
Фото автора.