«…Подвесив за ноги под поветью трупы отца и сына Поздняковых, полицаи, проходя мимо, хлестали их плетьми даже мертвых». Из воспоминаний Анатолия Осмоловского

Анатолий Дмитриевич Осмоловский жил и работал на Климовщине с 1971 по 1995 год. Он возглавлял педагогический коллектив вспомогательной школы-интерната. Судьба распорядилась так, что в юности Анатолию Дмитриевичу довелось встречаться с командиром партизанского отряда № 45 «За Родину» Владимиром Марковым и его боевыми товарищами. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях.


«…Свои воспоминания о пережитом и увиденном я посвящаю своей деревне Антоновка Краснопольского района. Здесь я родился, рос, учился и жил в период Великой Отечественной войны. Антоновка расположена на стыке четырех районов Могилевской области: Краснопольского, Климовичского, Костюковичского и Чериковского. Вокруг деревни растут леса. Неудивительно, что в этой глубинке не было ни одной немецкой укрепленной точки, а из жителей деревни не вышло ни одного полицейского. Окрестности Антоновки были местом дислокации нескольких партизанских отрядов.
Начиная с осени 1941 года, через деревню пробирались на восток разрозненные группки (по 3-5 человек) бойцов Красной Армии, которые попали в окружение после форсирования немцами Днепра и Сожа. Одна из боевых групп численностью 50-60 человек с армейским командованием остановилась в Антоновке на отдых и для пополнения продовольствия. Дальше она отправилась в сторону Черикова. По пути красноармейцы разгромили полицейскую укрепленную точку в деревне Зябень.
Помню, как летом 1942 года партизаны накапливали силы. Населению доходили сведения о действии партизанских отрядов Перепечкина, Корзюкова, Храмовича, Рощина, полка Гришина, бригады имени С. Лазо, Клетнянской бригады. Но эти отряды или их разведгруппы не задерживались в наших краях, а только проходили через деревню и, как правило, по ночам.
С осени 1942 года в Антоновке стали появляться партизаны из отряда № 45 «За Родину». Бойцы выделялись внешней подтянутостью и культурой общения с населением. Одеты они были в маскхалаты, у многих были автоматы ППШ. Постепенно население стало считать этот отряд местным. На отдых разведгруппа этого отряда в первый раз остановилась в деревне в конце 1942 года. Местом отдыха избрали наш дом. К нему близко примыкал кустарник и лес. Среди других бойцов в разведгруппе были Николай Хатунцев и Василий Уваров. После этого в нашем доме постоянно размещался штаб отряда, когда бойцы приходили в деревню на отдых. В один из таких дней нам с отцом было поручено истопить баню, накормить лошадей. Мать готовила партизанам обед. Так я впервые познакомился с командиром формирования Владимиром Марковым. Это был еще молодой, красивый и мужественный человек, которого уважали партизаны. Приказы и распоряжения он всегда отдавал ясно и четко. Чувствовалась требовательность командира.
Комиссар отряда Игнат Семенович Солдатенко был намного старше Маркова. Насколько я знаю, он прошел инструктаж в Москве и был заброшен в тыл с группой товарищей для организации партизанского движения. Сам он уроженец Климовичского района. Поэтому неудивительно, что местом дислокации его группы выбрали лесное урочище недалеко от его деревни Студенец. Знание местности и людей помогло Солдатенко эффективно вести агентурную работу и пополнять отряд личным составом. Если после объединения его группы с группой Маркова в отряде насчитывалось 47 человек, то к сентябрю 1943 года в формировании уже было более 500 партизан.
Начальником штаба был Борис Нигиевич. К сожалению, ему не довелось дожить до освобождения края от фашистов. Он подорвался на мине и был похоронен на кладбище в д. Гослев. Другом командира отряда Маркова был его заместитель по разведке Константин Солодков — храбрый боец, красавец и весельчак. Он носил одинаковую с Марковым одежду.
Для борьбы с партизанами из деревни Чудяны Чериковского района, где размещался крупный немецкий гарнизон, в нашу глубинку направили большой карательный конный отряд. Через Антоновку фашисты проследовали без остановки до деревни Малая Сосновица. В качестве проводника каратели взяли Павла Позднякова. Нагрузили ему в мешок за плечами кирпичей и погнали впереди. Павел долго водил немцев по глубокому снегу, и, выбившись из сил, заявил, что не знает, где искать партизан. Каратели вернулись в деревню Малая Сосновица, на глазах у жены и малых детей они расстреляли своего проводника, а также его 18-летнего сына Владимира и брата Илью.
В деревне Большая Сосновица немцы убили Емельяна Лобановского и Ивана Гламозденко. Подвесив за ноги под поветью трупы отца и сына Поздняковых, полицаи, проходя мимо, хлестали их плетьми даже мертвых. Похоронить убитых удалось только после того, как фашисты уехали.
Как-то карательному отряду удалось выследить и окружить место зимовки партизан в урочище Хоровень. Завязался жестокий бой. Силы были неравные. Однако благодаря умелому руководству командира Владимира Маркова личный состав формирования вышел из окружения почти без потерь. Самого же Маркова ранили в руку ниже плеча. Захваченные полицейскими землянки партизан оказались пустыми.
Одно время раненого командира размещали на квартирах в деревнях Железница и Малая Сосновица.
Весной 1943 года в деревню Савиничи Климовичского района прибыл карательный отряд из Смоленщины. Фашисты отличались большой жестокостью. Грабили население, забирали скот, продукты питания. Досталось и нашей деревне.
Однажды, когда полицаи везли награбленное на двух подводах из деревни Малая Сосновица, партизаны сделали засаду. Четверых прислужников немцев убили, одного ранили, а один скрылся в лесу и добрался до деревни Савиничи. Ехать за трупами полицаи не решались, а передали в деревню Гослев записку, обещали хорошо заплатить. Убитых в Савиничи на подводе отвезли пятеро деревенских мужчин. Вернуться домой им не пришлось. На следующий день в деревню Гослев из Савинич прибыл отряд полицейских. Все оцепили, выгнали из сараев скот. Коров погнали стадом до деревни Титовка. Всех жителей согнали в одно место. Установили вокруг пулеметы. Полицейские стали поджигать дома. Спрятаться сумела только моя двоюродная сестра Елена Невинская с дочерью Олей, да еще старушка Розалия Феликсовна. Двух пожилых женщин, которые не могли двигаться к указанному месту, расстреляли на дороге. Убили и больного полиомиелитом 20-летнего парня, его мать.
Жителям деревни приказали под конвоем двигаться в сторону Титовки вслед за угнанным стадом коров. Во время перехода удалось бежать и моей второй двоюродной сестре Ольге. По ней стреляли, но не попали. Подгоняя идущих, полицейские проявляли особую жестокость. Застрелили в затылок старика Герасима Галковского, его жену и внука. Следующими жертвами стали моя тетя Мария и ее внук Шурик. Затем застрелили жену моего дяди — Екатерину Ивановну.
Перед Титовкой сельчан уже ждали пулеметы. Конвоиры подошли к пулеметчикам, переговорили, потом дали команду «Разбегайся кто куда!». И народ побежал в лес.
В деревне Гослев после пожара осталась только одна хата. Туда затем привезли трупы расстрелянных по дороге. Но вновь приехали гитлеровцы и подожгли вместе с убитыми. Пришлось собирать на пожарище обгоревшие кости и хоронить их на кладбище в посылочных ящиках.
Через несколько недель гитлеровский отряд покинул Савиничи и родственники стали разыскивать пятерых мужчин, которые повезли трупы полицаев. Оказалось, что всех их расстреляли на обочине дороги возле деревни. Там же и присыпали землей. Позднее их перевезли в Гослев и похоронили в братской могиле.
В мае-июне 1943 года в наши леса перебазировалась бригада С. А. Мазура в составе трех отрядов. Были в партизанах и два моих двоюродных брата — Михаил Григорьевич и Михаил Герасимович Осмоловские. Из Антоновки в партизанах были Михаил Эверс, Леонид Воронов, Михаил Астапенко. Из деревни Гослев в отряде служил Василий Осмоловский. Все они после соединения с частями Красной Армии продолжили воевать.
К лету 1943 года в наших лесах сформировалась настоящая партизанская зона. Немецкой власти там не было. В очередной раз к нам направили отряд фашистов. На этот раз из числа французов. Они простояли два дня, располагаясь в деревне по квартирам, а потом уехали.
После прибыл большой отряд краснопольской полиции. Были собраны все мужчины — от подростков до стариков. Допрашивали многих. Но никто не выдал ни одной партизанской семьи и не сказал, где располагаются народные мстители. Не успел уехать этот отряд, как его сменил другой.
Нашей деревне, и ее жителям пришлось пережить период бомбежки. Самолеты сбрасывали бомбы и бочки с зажигательной смесью. Фашисты выследили расположение одного из отрядов бригады Мазура. У партизан разбомбили кухни, были убитые и раненые. А после бомбили уже и нашу деревню. Бомбы падали вдоль речушки. Попали в дом и баню. Побило скот. Ранило одну девочку.
Как-то раз бомбежку начали сразу шесть самолетов. Помимо бомб, обстреливали деревню из крупнокалиберных пулеметов. В разных концах Антоновки начались пожары. Горел и наш дом. После начали жечь и бомбить деревни Сосновица, Горезна. Была сожжена Горезненская школа, а с ней и хлеб, который население приготовило для партизан. Самолеты часто кружили над нашей деревней и стреляли в пахарей или жней.
Партизаны постоянно информировали население о положении на фронте. После освобождения Почепа (Брянская область) партизаны сказали, что через неделю к нам придет Красная Армия, и предложили покинуть деревню. Спрятались возле Малой Сосновицы, где был выкопан большой окоп на много семей. Там мы и дождались 30 сентября 1943 года, когда в Антоновку пришла Красная Армия. Мы искренне радовались встрече с солдатами в погонах. Вслед за солдатами пошла техника. Фронт «покатился» к реке Сож.
Сразу после освобождения начал восстанавливаться наш колхоз «Заветы Ильича». Он состоял из двух деревень: Антоновка и Гослев. Последняя была полностью сожжена. Председателем избрали Ивана Поклада. Все мужчины призывного возраста и военнообязанные отправились на фронт. Меня назначили счетоводом. А через несколько месяцев взяли на работу в Краснопольский райфинотдел.
В 1944 году меня призвали в армию, где я прослужил до 1955 года. После демобилизации я вернулся в Краснопольский район, где проработал 10 лет.
Прошли годы. 3 июля 1984 года, в День освобождения Беларуси от фашистов, в Климовичи были приглашены партизаны отряда № 45 «За Родину». На торжественном собрании выступил бывший командир соединения генерал-лейтенант Владимир Иванович Марков, который стал Почетным гражданином г. Климовичи. Мне было приятно встретить среди приглашенных и бывших партизан из Краснопольского района — Валентину Медведскую, ее сестер Франю и Викторию, Софью Савкину, Марию Жукову, Ольгу Беляцкую, Марию Сорвирог, Василия Соболева, Антона Невинского, Владимира Беляцкого и других. Климовчане принимали всех как дорогих гостей».

По воспоминаниям Анатолия Осмоловского.

Материалы, рассказывающие о партизанском движении на Климовщине, а также о командире отряда № 45 «За Родину» Владимире Маркове и других участниках Великой Отечественной войны, собраны в историко-документальной хронике городов и районов Беларуси «Память».

Фото vsmedejru.com, носит иллюстративный характер.