Поисковик клуба «Виккру» ищет информацию о погибшем на территории Климовичского района в годы ВОВ летчике 4-го штурмового авиаполка Николае Конове

В редакцию Климовичской районной газеты написала Елена Шутова с просьбой помочь в поисках информации об обстоятельствах гибели, а также месте захоронения на территории нашего района летчика 4-го штурмового авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии Николая Дмитриевича Конова.

Елена Ивановна родом из Дрибинского района. Сейчас живет в Московской области. Женщина много лет служила в войсках специального назначения. Она военный медик в запасе. Вот уже четыре года Елена Шутова занимается поисковой работой, является членом Могилевского областного историко-патриотического клуба «Виккру», состоит в военно-историческом клубе «Авиагруппа 122».
Елена Ивановна часто бывает на белоруской земле и здесь, в любой области, в любом городе, чувствует себя как дома. «Знаю, что в 2021 году в Беларуси был учрежден государственный праздник День народного единства. Он подчеркивает преемственность поколений, незыблемость, самодостаточность и сплоченность белорусской нации. В России такой же праздник отмечают 4 ноября. Радует, что и белорусы, и россияне стремятся к исторической справедливости, сохраняют память о героическом прошлом своих дедов и прадедов, чтут традиции предков, берегут и приумножают духовно-нравственные ценности».

Среди белорусов у Елены Шутовой много друзей, в том числе и поисковиков. Последнее время она изучает историю 46-го женского авиаполка и 4-го штурмового. И то, и другое формирование принимало активное участие в освобождении Могилевской области. Мы связались с Еленой Ивановной и попросили подробнее рассказать о 4-м штурмовом авиаполке и о том, каким образом он связан с нашим районом.
— На моей малой родине похоронен Андрей Архипович Алексеев, один из пилотов 4-го штурмового авиаполка. С поиска информации о нем и началось изучение боевого пути этого авиаполка, поиск потомков воинов. В данное время удалось найти более двадцати внуков и правнуков летчиков, изготовлена копия знамени авиаполка, с которой мы следуем по местам базирования полка, районам, где захоронены погибшие пилоты.
4-й штурмовой авиационный полк 11-й смешанной авиационной дивизии с 27 июня по 30 августа 1941 года участвовал в боях по обороне Могилевщины, где потерял погибшими и без вести пропавшими почти всех летчиков из числа представителей своего еще довоенного состава. Напомню, что полк был сформирован в 1938 году в городе Харькове как 4-й легкобомбардировочный и вооруженный самолетами-разведчиками марки «P-Z». Он участвовал в советско-финляндской войне в составе военно-воздушных сил 13-й армии, где произвел 1416 боевых вылетов. К маю 1941 года полк переформировали в штурмовой, в связи с чем перевооружили новейшими на тот момент машинами марки Ил-2. Самолет-штурмовик Ил-2 конструкторского бюро С. В. Ильюшина был первым самолетом, у которого все наиболее жизненно важные части находились под защитой сплошного удобообтекаемого бронекорпуса. Ил-2 имел чрезвычайно мощное по тем временам бомбовое, стрелково-пушечное и ракетное вооружение, а также высокие летно-тактические характеристики. Гитлеровцы дали этой машине название «черная смерть», выражая таким образом свой ужас перед грозным «илом».
27 июня 1941 года 4-й штурмовой авиаполк совершил перелет из Богодухова, что в Харьковской области Украины, на аэродром «Старый Быхов». И с этого момента он — в составе действующей армии. Полком тогда командовал майор Семен Григорьевич Гетьман, ставший впоследствии Героем Советского Союза.
Приказом народного комиссара обороны СССР за № 70 от 07.03.1942 за боевые отличия 4-й штурмовой авиаполк преобразован в 7-й гвардейский. При этом его полные регалии на момент окончания Великой Отечественной войны звучали так: 7-й гвардейский штурмовой авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Ленина полк. 4.10.1941 Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом Ленина, орденами и медалями награждены 32 летчика и техника, многие, к сожалению, посмертно.
Восемнадцать асов этого полка стали в годы битвы с фашизмом кавалерами Золотых Звезд Героя, а еще десятки и десятки — кавалерами орденов и медалей СССР. Победу полк встретил на Эльбе…

В ходе работы с многочисленными документами и архивом стало известно, что полк базировался в районе Климовичей с 01.07 по 03.07.1941 и в районе деревни Ганновка с 03.07 по 12.07.1941.
Сейчас будет уместно привести выдержки из книги «В военном воздухе суровом» Героя Советского Союза, летчика-штурмовика Василия Борисовича Емельяненко:
«Противник переправил танки по дну Березины и угрожал Старому Быхову. Науменко вызвал Гетьмана:
— Готовьтесь к перебазированию в район Климовичей.
Командир полка полетел на штурмовике проверить новую площадку.
Без особого труда он отыскал помеченное на карте место. Узкая поляна. К ней со всех сторон подступают высокие сосны. Посадочных знаков — полотняного Т — не видно, значит, его не ждали. Садиться надо против ветра, но откуда он дует? Набрал высоту, покружил, заметил вдали дым — направился туда. Горела железнодорожная станция. Пролетел параллельно дымному следу, засек по компасу направление ветра и снова вернулся к аэродрому.
Сразу садиться не решился. На бреющем пролетел вдоль поляны раз, другой и третий, шаря по земле взглядом. Поляна вроде бы ровная, но смущал ярко-зеленый травяной ковер, усеянный какими-то светлыми цветочками. «Уж не болотина ли? Возвращаться ни с чем в Старый Быхов и посылать сюда команду на машине? Это сто километров в один конец, столько же обратно, да еще по лесным дорогам… И дня не хватит. А медлить нельзя, немцы от Старо-Быховского аэродрома недалеко». Пошел все же на посадку. У самой земли кольнула мысль «А если увязну или скапотирую?» Он мгновенно отсек ее.
Самолет коснулся колесами земли, мягко прокатился по пышной траве. Вышел из самолета, обежал поляну вдоль и поперек — грунт твердый. Отличная площадка! А лес будет укрывать самолеты от немецких разведчиков… Гетьман взлетел, развернулся на Старый Быхов, шел на бреющем, опасаясь «мессеров».
…Перелет полка в район Климовичей был назначен на 1 июля».
Книга «В военном воздухе суровом» написана по воспоминаниям пилотов 4-го штурмового авиаполка. Даже фамилии героев произведения соответствуют фамилиям настоящих пилотов. Выдержка из книги дает нам понять, что 4-й штурмовой авиаполк действительно вел боевые действия на территории Климовичского района. Были и потери…

Личный состав 4 штурмового авиаполка в Волчанске Харьковской области. Фотография из личного архива семьи начальника штаба Федора Васильевича Кожуховского

Из архивных документов известно, что 30 июля 1941 года в небе над Климовичским районом погиб при выполнении боевого задания летчик 4-го штурмового авиаполка, командир звена, лейтенант Николай Дмитриевич Конов.
По данным архива, Николай Дмитриевич родился 16.10.1912 в городе Ворошиловск (Алчевск) Ворошиловского района Ворошиловградской области. В 1936 году, по окончании 11-й военной авиационной школы пилотов, ему присвоено воинское звание старшина. Он был назначен военным пилотом 9-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи. С 23 мая 1937 года Николай Конов являлся пилотом 11-й армейской разведывательной авиаэскадрильи. С 23 апреля 1938 года — младшим летчиком 2-й эскадрильи 9-го легкобомбардировочного авиаполка. Тогда же ему было присвоено воинское звание лейтенант. Указом Президиума ВС СССР от 07 апреля 1940 года лейтенант Конов награжден орденом Красной Звезды за участие в советско-финляндской войне. С 20 ноября 1940 года он командир звена 4-го скоростного бомбардировочного авиаполка (с марта 1941 года авиаполк стал 4-м штурмовым). Погиб 30.07.1941. Похоронен южнее шоссейной дороги Кричев-Рославль у деревни Домамеричи.
В послевоенное время в адрес ЦАМО приходил запрос от сестры погибшего летчика с просьбой помочь найти информацию о брате. К сожалению, пока точных сведений, где находится могила Николая Конова, нет.

Из поколения в поколение мы будем передавать наказ наших предков — помнить всегда, какой ценой завоевана наша Победа над фашизмом! Дети, внуки и правнуки воинов 4-го штурмового авиаполка обращаются к жителям района с просьбой: если вам известны обстоятельства гибели пилотов в годы Великой Отечественной войны, информация о захоронениях безымянных летчиков и местах падений самолетов, а также о местонахождении аэродрома в районе деревни Ганновка — откликнитесь, пожалуйста!
Имеющейся информацией вы можете поделиться с Еленой Ивановной Шутовой. Ее координаты для связи: телефон (+79168396800, есть Ватсап, Вайбер и Телеграм), адрес электронной почты — shutovael@yandex.ru. Также можно с информацией прийти в Климовичский районный краеведческий музей или редакцию районной газеты «Родная ніва».

Вероника Левит.