Как на Могилевщине отмечают народные праздники?

Традиции белорусского народа разнообразны и своими корнями уходят в далекое прошлое. Но в то же время они не перестают отражать главные черты характера белорусов – трудолюбие, добродушие и гостеприимство.

О том, как жители Приднепровского края отмечают народные праздники, рассказал начальник отдела любительского творчества и культурно-досуговой деятельности учреждения культуры «Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы» Александр Глуздов во время пресс-конференции «Традиции объединяют. Как белорусы отмечают народные праздники».

 Поскольку пресс-конференция проводилась во время Масленичной недели, Александр Николаевич рассказал об этом празднике и как его отмечают в регионе.

– Масленица – это один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей Могилещине, – отметил Александр Глуздов. – Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны.

Еще один интересный обряд, который, по словам Александра Глуздова, жив на Могилевщине — «Вешание колодок».

Обычай адресован парням и девушкам брач­ного возраста, которые «засиделись», то есть упустили время для вступления в брак. Изредка он применяется к де­вушкам, которые, проявляют излишнюю разборчивость, отка­зывают в течение года нескольким сватавшимся парням, или к парням и девушкам, у которых по какой-либо причине со­рвалась свадьба. Это действие разыгрывается обычно на Масленице, в ее первый или последний день, так как Мас­леница считается временем подведения итогов брачного года.

Обычай заключался в том, что парню или девушке, не сумевшим вовремя вступить в брак, привязывали к ноге или вешали на шею колодку — небольшое бревно — и за­ставляли их ходить с ней по деревне. Вместо колодки на шею могли повесить более легкие предметы, символически указывающие на статус «засидевшихся». Например, веревку (или ленту) с нанизанными на нее баранками, конфетами, сухарями, искусственными цветами, которая вызывала еще больший смех, чем привязанное за ногу бревно. Иногда парня или девушку выставляли на всеобщее обозрение к столбу. В начале XX в. этот обычай был смягчен: парню или девушке прикрепляли к одежде искусственный цветок, лен­точку, которые они должны были носить примерно три дня. «Вешать колодки» могли как замужние женщины, так и парни с девуш­ками, которые объединялись для этого в небольшие группы. «Засидевшиеся» могли откупиться от колодки деньгами, пирогами, колбасами, сырами, конфетами.

Из самых ярких носителей фольклора  на Могилевщине Александр Глуздов назвал жителя д. Судилы Климовичского района Александра Галковского, а из коллективов – Кличевский образцовый фольклорный ансамбль «Купалочка», который создан в регионе в 1996 году.

Во время пресс-конференции специалисты из регионов Беларуси поделились богатством народного творческого наследия и анонсировали проведение фестивалей, при посещении которых гости праздников смогут стать непосредственными участниками многочисленных мастер-классов по традиционному народному творчеству.

Фото из архива.