Точка зрения: Высшее образование — это панацея?

Редакция Климовичской районной газеты «Родная ніва» на страницах газеты, а также на сайте и в соцсетях издания реализует проект «Точка зрения». Сегодня своими мнениями на тему «Высшее образование — это панацея?» делятся Вероника Левит и Владислав Митичев. Предлагаем пользователям и подписчикам высказать свою точку зрения. 

Точка зрения: Высшее образование — это панацея?Вероника Левит:

— Стереотип о необходимости высшего образования пришел к нам еще со времен Советского Союза. Когда-то нам говорили родители — вырастишь, выучишься, начнешь работать и будет тебе счастье. Под этим счастьем подразумевались хорошая должность, почет, уважение, ну и, конечно, достойный заработок. Одним словом, «вышка» — и не обсуждается. Признаюсь, и я грешна. Увидев в дневнике сына плохую отметку, в сотый раз напоминаю ему о том, что его прабабушки и прадедушки, как бы не было тяжело, получили высшее образование после войны. У дедушек и бабушки, отца и матери — тоже имеются в наличии дипломы вузов. А тебе, мол, только одна дорога — в кулинарный колледж. Почему в кулинарный? Сама не знаю. Но именно он мне приходит на ум во время воспитательных бесед с ребенком. Потом я успокаиваюсь и включаю здравый смысл. Вспоминаю, всех ли моих знакомых это самое пресловутое высшее образование обеспечило счастьем. Да. Далеко не всех. У многих дипломы пылятся на полке. Работают совсем не по полученной специальности и вполне довольны жизнью.
Почему мы всячески отгоняем мысль, что наше чадо в будущем, к примеру, выберет профессию сантехника. Быть может, потому что представители этой рабочей профессии стойко ассоциируются у нас с не очень трезвым и не очень воспитанным человеком, который быстрее доломает, чем починит? Но «Афони» по большому счету давно в прошлом. Сейчас настоящие мастера своего дела — сантехники, электрики, плиточники, сварщики, парикмахеры — всегда и везде нужны. Их контакты — на вес золота: номера телефонов передаются из рук в руки. И оплата людей этого труда соответствует их профессионализму.
Заметила, что некоторые молодые люди, которые пошли в конкретный вуз по настоянию родителей, получив диплом, с трудом выдерживают время отработки в той или иной организации или на предприятии. А потом получают корочки каких-нибудь курсов и трудятся уже по велению сердца, а не по указке любящих мамы и папы. На данный момент меня поражает желание родителей выпускников во что бы то ни стало дать высшее образование своему чаду, связанное именно с IT-сферой. И ерунда, что ребенок с высокими технологиями на «вы». Мол, всему научат. Да, научат теории, дадут азы практики. Он даже получит красный диплом, но на выходе может случится так, что на рынке труда будет неконкурентоспособным. Престижная IТ-компания с большим желанием принимает на работу айтишников с так называемым врожденным «электронным мозгом» без образования, нежели дипломированного старательного специалиста. Ведь важен результат работы и умение двигаться на шаг вперед стремительно развивающейся сферы. По-хорошему «больные» своей деятельностью айтишники еще в школе разрабатывали программы, а если уж пошли учиться, то уже на втором курсе их способности покупали и хорошо оплачивали IТ-компании. Помните, как в разные годы было престижно получить профессию инженера, юриста. Специалистов с дипломами этих профессий было тьма — даже рабочих мест не хватало. Кто может с уверенностью сказать, что это не произойдет с модной в нынешних реалиях сферой деятельности.
Конечно же, если человек точно уверен, что ему просто не обойтись без университетского обучения для достижения успеха, тогда ему однозначно дорога в вуз. К примеру, одному нравятся какие-то области науки (есть предрасположенность) и он мечтает стать ученым, а другой планирует построить карьеру в госучреждениях, тогда ответ очевиден. Я двумя руками за людей, которые получают образование, четко зная, кем они хотят быть — врачом, педагогом, бухгалтером и т. д.
Если целью поступления в университет является принятый стереотип, мол, все так делают или ради престижа, то здесь стоит подумать… Для чего учиться, если, получив диплом, человек вынужден ходить на нелюбимую работу или вообще говорит: «Это не мое», и устраивается дальнобойщиком, строителем, охранником или в бьюти-сферу. Кстати, в нынешних реалиях парикмахеры, мастера ногтевого сервиса, массажисты, косметологи, лешмейкеры, бровисты очень даже востребованы и их труд неплохо оплачиваемый. И каждый из них любит свое дело, по-другому они бы не смогли заниматься этой деятельностью.
Уверена, что наличие диплома никак не означает, что ваша дальнейшая жизнь сложится успешно. Это зависит от множества других фактов. Поэтому не стоит воспринимать образование как путевку в жизнь, которая обеспечит все остальное. В абсолютно любой сфере, даже при наличии диплома, чтобы стать успешным, нужно учиться на протяжении всей жизни. Потому что мир не стоит на месте. Знания, технологии, методики постоянно актуализируются и совершенствуются. Образно говоря, то, что сегодня ново и актуально, завтра станет обыденно, а послезавтра и вовсе устареет. Нужно постоянно заниматься саморазвитием, благо курсов, семинаров, вебинаров сейчас много. И еще — уметь подстраиваться под реалии жизни, а это уже личностные качества.
Каждый человек индивидуален и каждый случай индивидуален. Одного правила для всех нет. Главное — с дипломом, без диплома — стать в своем деле настоящим профессионалом, трудиться на совесть и получать от своей работы моральное удовлетворение. Кстати, материальное тоже не помешало бы…

Владислав Митичев:

Точка зрения: Высшее образование — это панацея?— Для начала следует прояснить один момент: иметь высшее образование — не значит быть умным, то же самое и наоборот.
В старших классах средней школы перед учениками стоит выбор: идти в университет или нет. В обществе бытует мнение, что и без вузовского диплома люди устраиваются в жизни неплохо, а иногда даже лучше дипломированных специалистов. В то же время в любом списке требований работодателя на хорошую должность есть графа «Высшее образование по специальности».
Высшее образование является крайней и лучшей ступенью в образовании человека. Оно позволяет, в отличие от среднего образования, обучиться конкретной профессии для дальнейшего трудоустройства и работы.
Высшая ступень образования появилась еще в странах Древнего Востока. Тогда люди изучали поэзию, философию, законы природы, известные на то время факты об астрономии и окружающем мире. Один из первых прообразов высшего учебного заведения был создан в Древней Греции. В IV веке до н. э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии. С тех пор в течение веков по всему миру появлялись (и исчезали, конечно) высшие учебные заведения, выпускники которых, как правило, пользовались почетом и уважением среди сограждан и нередко занимали высокое положение в обществе. Без образованных людей невозможно плодотворное развитие государства, а само общество обречено на деградацию.
По данным на 1 февраля 2023 года в Республике Беларусь высшее образование имеет 23,1% населения страны (2159768 чел.), что является весьма неплохим мировым показателем.
В нашем обществе человек, окончивший вуз, как правило, имеет большие шансы для трудоустройства на престижную работу, карьерный рост и достойную заработную плату. Ни для кого не секрет, что практически на все руководящие и ответственные должности — будь то армия, милиция, аппарат управления государством, предприятиями и т. д. — требуются и нанимаются на работу только специалисты, имеющие высшее образование.
Для многих выпускников решение поступать в вуз зачастую не является стремлением получить знания, умения, навыки по определенной специальности. Как правило, на первое место здесь выходит родительский фактор. Родители сказали — значит буду поступать. Также принимать судьбоносные решения «за компанию» — не самый лучший выбор. Это зачастую приводит к отчислениям или получению профессии, которая заставит человека «пожизненно» заниматься нелюбимым делом.
Сейчас окончание высшего учебного заведения на постсоветском (и не только) пространстве для многих является делом престижа. Получать высшее образование только ради корочки, на мой взгляд, не совсем правильное решение. Однако при любом раскладе обучение в высшем учебном заведении еще никому не пошло во вред.
Резюмируем: для чего необходимо высшее образование? (5 аргументов в его пользу)
1. Высшее образование обеспечивает знаниями не только по выбранной специальности, но и по общеобразовательным дисциплинам, а также существенно расширяет кругозор.
2. Обучение в вузе дает представление и приучает к самостоятельной взрослой жизни. В процессе обучения в ходе лекций, семинаров, написания рефератов, курсовых и дипломных работ студент не только получает знания. Он учится общаться, принимать самостоятельные решения, искать информацию и находить выход из сложных ситуаций.
3. С высшим образованием легче найти и получить престижную высокооплачиваемую работу.
4. Обучение в вузе вырабатывает умение самостоятельного поиска информации, выделение общего из главного. Ежедневно мы сталкиваемся с большими потоками информации, которые нужно обрабатывать быстро и эффективно.
5. В процессе обучения студент готовится к последующей каждодневной работе.
И напоследок самый главный аргумент в пользу высшего образования. Вуз дает знания, которыми не обладают другие. Ведь далеко не каждый может провести хирургическую операцию, спроектировать здание, запустить производство и многое другое. Это под силу только тем, у кого диплом соответствующей специальности.
Нужно высшее образование или нет — это не спорный вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.