Климовчане, будьте толерантны к особенным детям!

Фото nevroz.com

Ежегодно, начиная с 2008 года, 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). 

Что такое аутизм, рассказала директор районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Елена Чайкова.

Как заметила специалист, для людей, страдающих аутизмом, характерны проблемы с социальной адаптацией, коммуникацией, речью, умственным развитием. 

— Точные причины развития патологии не установлены, — говорит Елена Владимировна. — Специалисты считают, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов. Начавшись в детстве, расстройства аутистического спектра сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. Характерные признаки, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет. 

— Вас должны насторожить проблемы с речью, — уточняет Елена Чайкова. — Когда ребенок не разговаривает или значительно отстает в речевом развитии от сверстников,  у него небогатый словарный запас. Могут наблюдаться необычные речевые признаки — стереотипные высказывания, которые не всегда адекватны ситуации, собственные необычные слова. Дети не пользуются речью для общения, а о себе говорят в третьем лице.

Следует обратить внимание на отсутствие эмоционального контакта с окружающими, в том числе с родителями. Малыши отрицательно реагируют на проявление ласки, не любят сидеть на руках, редко отличают маму и папу от других людей.

Также у детей с признаками аутизма существуют проблемы с социализацией. Они не умеют общаться и испытывают дискомфорт, находясь в обществе детей. Если кто-то навязывает им свое общение, они могут убежать и спрятаться.

Стоит учитывать и агрессивность, отсутствие интереса к игрушкам или приверженность только к одному предмету, страх перед изменениями. Малыши-аутисты подчиняются определенным правилам и распорядку, выполняют одни и те же действия на протяжении долгого времени. Если происходят какие-либо перемены (даже незначительные), ребенок впадает в гнев и испытывает сильные переживания.

Вот некоторые рекомендации в общении с ребенком с аутистическими нарушениями от Елены Чайковой: используйте краткие четкие предложения; словесное требование одеться или покушать лучше заменить демонстрацией одежды или ложки.

Также следует учить детей высказывать свою просьбу, требование, отказ и т.д. При этом обращайте внимание на силу голоса, его диапазон, выразительность, сторону речи.

Обязательно помогайте ребенку разобраться с причинно-следственными зависимостями с опорой на реальную ситуацию или сюжетные картинки. Беседуйте с малышом на интересную для него тему, при этом периодически навязывая ребенку роль слушателя.

— Главное — оставаться толерантным к детям с особенностями психофизического развития, — считает Елена Чайкова. — Они требуют любви, внимания, положительных эмоций и терпеливого отношения к себе. Конечно же, обращайтесь к специалистам. В нашем центре вам всегда помогут. Вместе легче справиться с проблемой.

 

Фото nevroz.com.