Точка зрения: «Дети из неполных семей находятся в неблагополучном положении?»

Редакция Климовичской районной газеты «Родная ніва» на страницах печатного издания, а также на сайте и в соцсетях реализует проект «Точка зрения». Сегодня своими мнениями на тему «Дети из неполных семей находятся в неблагополучном положении?» делятся Вероника Левит и Сергей Буленков. Предлагаем пользователям и подписчикам высказать свою точку зрения. 

Точка зрения: "Дети из неполных семей находятся в неблагополучном положении?"Вероника Левит:

Для большинства из нас правильная семья – это мама, папа и дети. В реальной жизни не всегда бывает так благополучно. Одни семьи распадаются, другие просто не создаются. В итоге — дети остаются с одним из родителей.

Вот и получается так называемая неполная семья. Причины самые разные – развод родителей, рождение ребенка вне брака, смерть или просто раздельное проживание. Так или иначе ребенок или несколько детей остаются жить с мамой или с папой.

С советских времен долгое время у нас складывался стереотип дружной, крепкой семьи как ячейки общества. И если она распадалась, то на ребенка фактически накладывалось клеймо, что он из неполноценной семьи. Считалось, что он не может быть успешен. Отголоски этих мифов существуют и сейчас.

По словам экспертов, благополучие в семье – это возможность обеспечить малышу качественное проживание, удовлетворение базовых потребностей и достойное воспитание. Ему важно чувствовать себя свободно и комфортно рядом с близкими.

Если мы говорим о неполной семье, где нет мужчины, как главного и основного защитника, кормильца, то мама, которая воспитывает ребенка, вызывает сочувствие и жалость. Однако на сегодняшний день, проживая с одним из родителей, ребенок может расти счастливо, гармонично и полноценно. Мама имеет возможность полностью его обеспечивать и воспитывать в рамках взаимного доверия и понимания. Зачастую в семьях с двумя родителями это не всегда получается.

Еще один миф заключается в том, что ребенка, который вырос в неполной семье, в будущем ожидает развод или неумение создать и сохранить свою собственную семью. На самом деле некоторые психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что именно у детей из неполных семей достаточно высокий уровень ответственности. Они уже разделяют ее с мамой или папой, и, соответственно, в будущем это позволяет им строить крепкую семью. Они по-взрослому смотрят на какие-то ситуации и в меньшей степени поддаются эмоциям и включают детские обиды.

Считается, что из-за отсутствия достаточного времени у одного из родителей ребенок обделен его чуткостью и должным вниманием. Потому что, скажем,  мама выполняет еще и функцию папы. Она вынуждена обеспечивать финансово и сохранять быт. Это и работа, и готовка, и уборка, и воспитание. Соответственно, на ребенка времени не остается. Но часто, если семья неполная, она расширенная – есть тети, дяди, бабушки, дедушки. Именно в такой семье внимания ребенку бывает гораздо больше, нежели в полной семье, где и папа, и мама могут быть настолько заняты, что ребенок предоставлен сам себе. А у тех же родственников – бабушек и дедушек уже нет такой необходимости поддерживать, общаться, потому что в семье есть оба родителя. Соответственно, тот самый дефицит внимания может быть в любой семье независимо от ее полноты.

Говорят, если ребенок вырос без папы, он не способен стать хорошим отцом. Считается, что мальчик обязательно должен идентифицировать себя с папой и тогда формируется его представление о том, как он себя будет реализовывать в будущем. Модель поведения мальчика в будущем как отца формируется и зависит от многих факторов, а не только от наличия папы в семье. Образцом мужского поведения может стать дедушка, дядя, старший брат. Это может быть даже тренер из спортивной секции или преподаватель. Идентификация идет именно с этими близкими людьми, к которым ребенок проникается уважением, доверием.

Конечно, воспитывать ребенка в одиночку – тяжелый, но выполнимый труд. Каждый может прекрасно справиться с этой задачей, сочетая разумные заботу и внимание о себе и своем чаде.

Хочу сказать, что полная семья далеко не всегда является гарантом благополучия ребенка. Например, бывают полные семьи, где оба родителя пьют. В этом случае говорить о благополучии не приходится. А бывает, что внешне семья вроде бы благополучная — родители много работают, все время заняты, в доме есть все необходимое, а ребенок чувствует себя ущербным: ему не хватает внимания. А нередко случается так, что мама воспитывает ребенка одна, но столько внимания уделяет ему, дружит с ним, пытается вникнуть в то, чем он занимается, что назвать такую семью неблагополучной язык не поворачивается, это будет неправда. Именно поэтому каждую конкретную ситуацию нужно рассматривать индивидуально и ни в коем случае нельзя говорить о том, что семья неблагополучная, только исходя из того, что она неполная. Главное, чтобы ребенку в ней было хорошо.

Точка зрения: "Дети из неполных семей находятся в неблагополучном положении?"Сергей Буленков:

Сразу скажу, что говорить о благополучии либо неблагополучии детей из неполных семей сложно. Знаю очень много семей, где ребенок воспитывается только одним из родителей и, несмотря на это, счастлив, растет в любви и заботе.  Сегодня, рассуждая на заданную тему,  я буду опираться на доводы психологов, социологов и педагогов.

В Беларуси неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам: развод родителей и смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы).  Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполным семьям приходится сталкиваться со многими трудностями. Это, прежде всего, малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи. Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок. Найти работу, соответствующую такому описанию, непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.  А еще есть чувство неполноценности, угнетенности, вины  у детей и родителя.

Получается, что трудности во многом  возникают  из-за занятости  матери либо отца, дефицита внимания и любви, усталости родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделить достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

Дети, которые воспитываются одним из родителей,  часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей.

По мнению экспертов, главная проблема детей из неполных семей – это трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

По экспертной оценке несовершеннолетние правонарушители более чем в два раза чаще происходят из неполной, чем из полной семьи.

Существенно больше в неполных семьях педагогически запущенных ребят. В таких семьях значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни. Вероятность распада брака у воспитанных в неполных семьях значительно выше, чем у выросших в обычных.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но  их можно решить.

Ведь это так важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.