Профессия: взгляд изнутри. Педагог дополнительного образования

Каждый родитель мечтает, чтобы все способности, таланты и интересы их чада развивались в одинаковом соотношении. Понятное дело, что с такой задачей не в состоянии справиться традиционная школа, так как набор изучаемых предметов ограничен учебной программой. И тогда в жизни ребенка появляется педагог, который индивидуально подходит к развитию талантов каждого учащегося. Кто же он такой, этот волшебник? Об этом нам сегодня и расскажет педагог дополнительного образования отдела краеведения и экологического воспитания УО «Климовичский центр дополнительного образования детей и молодежи» Галина Борисенко.

— Галина Анатольевна, почему Вы в свое время пошли в педагогику? Это был осознанный выбор?

— Да. У меня отец и бабушка работали педагогами. Так что я продолжила династию. Сейчас с улыбкой вспоминаю время, когда в детстве и юности после уроков быстро бежала домой, чтобы как можно больше времени провести с соседскими маленькими детьми. Вокруг меня всегда кружила малышня. Я с ними играла, проводила какие-то занятия, дула им на разбитые коленки, успокаивала, когда они плакали, внимательно выслушивала их маленькие секреты. И они, и я были счастливы. Получив образование учителя начальных классов, год работала по специальности в Белыничах. Кстати, моя семья жила в деревне Мостище Белыничского района. А потом вышла замуж и переехала в Климовичи. В 1991 году устроилась воспитателем во вспомогательную школу-интернат. Когда учреждение было реорганизовано, серьезно задумалась, куда идти работать. Было несколько вариантов. Но мне почему-то очень захотелось попробовать свои силы в многопрофильном центре детей и молодежи. Помню, меня спрашивают: «Что вы умеете делать?» А я в ответ: «Любить детей. А еще умею работать с бисером. Но готова всему учиться и обязательно приобрету все необходимые знания». В меня поверили и взяли на работу. Это был 2008 год.

— Оправдали доверие? И было ли сложно на первых порах?

— Думаю, что оправдала (смеется). И, конечно же, было сложно — совсем другая специфика педагогической деятельности. Я с головой ушла в самообразование. Книги, учебники, методички в доме лежали на каждом столе. Учила теорию и нарабатывала опыт. Проснулись творческие способности, умение видеть в обыкновенном что-то уникальное. Мое объединение по интересам и тогда, и сейчас называется «Флородизайн». Название говорит само за себя. Мы с ребятами из природных материалов составляем композиции и букеты, создаем мини-скульптуры, картины, панно, украшения, куклы и многое другое. Сначала осваиваю ту или иную технику сама, потом передаю знания и умения своим детям.

— Вы назвали воспитанников своими детьми. Оговорились или искреннее их считаете своими?

— А как по-другому? Все мои ребята — это мои дети, если не по крови, то по душевной привязанности. Убеждена, что человеку, которого раздражают обиды, капризы, ошибки детей и подростков очень сложно быть педагогом. Он сам не получает от работы удовольствие и совсем мало чего может дать учащимся. Детей нужно любить. И это не высокопарные слова. Это правда жизни в нашей сфере деятельности. Наличие любви — это плюс в нашей профессии, отсутствие — минус.

— Расскажите, как, по Вашему мнению, должен со своими воспитанниками строить отношения педагог дополнительного образования?

— В школе чаще всего в системе отношений «педагог — дети» личность учителя занимает позицию «над»: там практически исключены партнерские взаимоотношения. Наверное, так и должно быть. Педагог же дополнительного образования с детским коллективом находится в «одной плоскости», когда глаза в глаза. И знаете, что удивительно, при взаимоотношении с ребятами наравне педагог, не прикладывая никаких специальных усилий, заслуживает авторитет у своих детей. Вы бы знали, сколько радости мне доставляют детские обнимашки при встрече! А какое счастье испытываю, когда ребята делятся со мной своим сокровенным, будучи уверенными в том, что наш разговор останется между нами. Доверие ребенка — это огромная ценность. Мне иногда кажется, что мои дети приходят ко мне на занятие не столько для того, чтобы обучиться творчеству, сколько для того, чтобы поговорить обо всем на свете.

— Знаю, что работы Ваших воспитанников нередко занимают призовые места на конкурсах различного уровня. Значит, на своих занятиях Вы не только разговариваете. Как удается все совмещать?

— Мы создаем свои маленькие шедевры и беседуем одновременно. Мои ребята в этом учебном году пополнили нашу копилку достижений тремя областными, двумя республиканскими и одним международным дипломами разных степеней. Молодчинки они у меня! Вспомнила интересный случай. В Могилеве проходил областной конкурс фитокостюмов «Рамонак». Мы долго и тщательно готовились к мероприятию. Наша коллекция называлась «Веселый подсолнух». Три моих малышки (девочки тогда учились в 3 классе) должны были продефилировать на сцене. Заиграла музыка. Две девочки вышли, а третья замешкалась, побежала, споткнулась, чуть не упала. Потом собралась и начала двигаться, правда, немножко не в такт. Я стою и думаю — все, провал. Конечно же, после выступления девочку обнимала, утешала, подбадривала, мол, ничего страшного. И здесь объявляют победителей и называют нас как дипломантов третьей степени. Радости было! Жюри очень понравилась детская непосредственность моих девчонок. Ну и костюмы само собой. Вот как бывает: думали, будем последними в длинном списке участников, а стали третьими. Кстати, с этими девочками дружим до сих пор. Они уже второкурсницы в университетах. Мы созваниваемся, встречаемся. Я очень дорожу такими отношениями.

— Что самое сложное в Вашей профессии?

— Педагогам дополнительного образования в отличие от учителей-предметников необходимо самим набирать себе учащихся. Наше учреждение — это не школа, которую дети посещают в обязательном порядке. Мы можем только привлечь ребят, сильно их заинтересовав. А это сделать не просто. Порой у педагогов дополнительного образования есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на учащегося. А потом ребенка нужно удержать в своем объединении. А значит сделать все возможное, чтобы ему было интересно, чтобы он с желанием шел на занятие. Именно поэтому людям нашей профессии необходимо уделять максимум внимания индивидуальной работе с каждым ребенком, создавать и поддерживать хорошую, доброжелательную атмосферу на занятиях, развивать таланты, мотивировать. К нам приходят разные детки. Есть застенчивые, которых трудно вытащить из «скорлупы», есть гиперактивные ребята, не способные спокойно усидеть на месте пять минут. К каждому из них нужен свой подход.

— Галина Анатольевна, скажите, какой у Вас график работы?

— Занятия у меня начинаются в 14.30 и заканчиваются в 19.30. Один выходной день и один — методический. Отпуск — 26 дней. Меньше, чем у учителя в школе (смеется). Самое для меня тревожное время — это зима, когда темнеет рано. Всегда волнуюсь и переживаю, как дети с занятий доберутся домой. В Вайбере у нас есть группа, где мы общаемся. Прошу своих малышей, чтобы они мне писали туда, мол, все — я дома. Для меня безопасность детей, их физическое и душевное здоровье превыше всего. Время от времени со своими воспитанниками ездим в Гусарку с ночевкой. Жарим сало на костре, играем в игры, танцуем. Ребятам весело, интересно. А у меня от напряжения на глазах слезы выступают. Стараюсь ни на секунду не упустить из виду ни одного ребенка. Не дай Бог что. Вида не показываю, что переживаю. Смеюсь вместе с ними. А как по-другому? Мы, конечно же, друзья, но в первую очередь я педагог — человек, который несет за них ответственность. Вот и совмещаю дружбу с педагогикой.

— Признайтесь, а бумажной работы у Вас много?

— Достаточно. Но грамотное ведение всей документации приходит с опытом. На первых порах это не совсем нравится, а потом привыкаешь. Ведь планы, журналы, инструкции — это тоже часть нашей работы.

— Галина Анатольевна, в чем черпаете силы?

— Как ни странно, в работе. Я искренне люблю то, чем занимаюсь. Люблю детей, их эмоции, их пытливость и любознательность. Люблю заниматься творчеством. Именно творчество позволяет замечать в этом мире все самое хорошее и положительное и не обращать внимание на негатив. Конечно же, моя основная опора — это семья: супруг и две уже взрослые дочери. Наш дом — уютная гавань, где понимают, помогают и поддерживают.

— Спасибо большое, Галина Анатольевна, за откровенный разговор.

Вероника Левит.