Мошенники сняли с карточки климовчанки около 3,5 тысячи рублей

В Беларуси в 2020 году зарегистрировано более 3 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Около трети из них — хищения со счетов граждан с использованием реквизитов банковских платежных карт, полученных методом социальной инженерии или с использованием мошеннических интернет-ресурсов.

Среди пострадавших от интернет-мошенников есть и жители Климовичского района.
В РОВД то и дело поступают заявления от наших земляков о хищении денежных средств с банковской карты. Причем выясняется, что люди сами называют мошенникам необходимые данные. Почему?
— Вариантов, которые используют преступники, много, — поясняет начальник отделения уголовного розыска Климовичского РОВД Виктор Минченко. — Главная их задача — втереться к вам в доверие, посеять у вас сомнение, напугать. Они приводят «достоверные» ситуации, называют ваши паспортные данные. Могут даже назвать несколько цифр номера вашей карточки и попросить уточнить остальные. Откуда знают? Все довольно просто. Если вам приходит SMS-оповещение при проведении операций с банковской карточкой (оплата покупки, зачисление на карточку либо снятие с нее денежных средств), там может быть, например, такой вариант «Карта #4793», т. е. отображаются последние четыре цифры номера банковской карточки.
При этом на той стороне связи создается «рабочая банковская обстановка»: слышно, как работает принтер, идут разговоры о проведении каких-то банковских операций и т. д.
Но — будьте бдительны и не поддавайтесь на провокации.
— Жертвами мошенников чаще становятся люди определенного возраста?
— Жертвами становятся независимо от возраста. Иногда в день поступает по три-четыре заявления.
— Такие преступления практически не раскрываются, ведь преступники, как правило, находятся за пределами Беларуси, — констатирует старший следователь Климовичского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь Александр Мачехин. — А суммы с банковских карточек климовчан уходят вполне серьезные.
Можно привести такие примеры. Так, 14 декабря у климовчанки было похищено около 3500 рублей. Злоумышленник, представившись сотрудником «АСБ Беларусбанк», посредством телефонного разговора в мессенджере Viber, где был подписан как «Вelarus Bank», под предлогом страхования находящихся на банковских картах денежных средств, выудил у женщины всю необходимую для проведения махинации информацию. Таким образом, решив подстраховаться, климовчанка получила обратное: лишилась своих денег. Практически отдала их добровольно.
Злоумышленники завладевают реквизитами банковских карт также с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих площадку объявлений Kufar. Под предлогом покупки различных товаров в ходе общения гражданам предлагается перейти по ссылке на фишинговую страницу, внешне схожую со страницей площадки Kufar, где последние вводят реквизиты своих банковских карт для якобы отправки на их счет оплаты за приобретаемый товар. После чего с банковской карты продавца незамедлительно списываются денежные средства.
7 октября 2020 года мошенник посредством переписки в мессенджере WhatsApp под предлогом необходимости перевода денежных средств за приобретенные товары, объявление о продаже которых другая климовчанка разместила на сайте Kufar.by, с использованием фишингового сайта kufar.bid завладела реквизитами банковской карты продавца, после чего получила доступ к компьютерной информации владельца счета и осуществила с него денежный перевод в сумме около 200 рублей.
Зачастую для хищения денежных средств неустановленные лица представляются сотрудниками банка и выманивают реквизиты платежных карт.
В настоящее время мошенники активно используют все средства социальной инженерии, втираются в доверие, совершенствуют способы и подходы. Ежедневно количество обманутых людей растет!
Запомните: банк НИКОГДА не будет спрашивать данные вашей банковской карточки, говорят начальник отделения уголовного розыска и старший следователь.
Никому ни под каким предлогом не передавайте реквизиты своих банковских карт, в том числе лицам, представившимся работниками банка. Если вам звонят с подобными просьбами, представляясь сотрудниками банка, прекратите данный разговор и, при необходимости, перезвоните в клиентскую службу вашего банка (номер указан на банковской карте) для уточнения всех вопросов. И вообще: лучше не вступать в длительные переговоры, ведь мошенники к тому же хорошие психологи и умеют убеждать.
При использовании торговой площадки Kufar.by, WhatsApp и других интернет-мессенджеров совершайте все действия (общение, перевод денег и т.д.) только на самой платформе объявлений. Не переходите по ссылкам, которые высылают неизвестные собеседники.
Руководствуйтесь принципом: моя карточка — моя тайна.

Галина Цыганкова.