Раз за разом — в первый класс. И снова — с чистого листа. Каждые четыре года. Потому что Людмила Егоровна Кулешова — учитель начальных классов Климовичской районной гимназии. А стаж педагогической деятельности — более тридцати лет, а точнее — тридцать четыре года.
На традиционный вопрос, почему решила стать учителем и с чего все началось, Людмила Егоровна отвечает:
— Нет, не с кукол, которых учила в детстве, как обычно говорят мои коллеги. А — с уважения. Я росла в деревне (в Ивановой Слободе) и видела, каким глубоким уважением пользуется на селе учитель. Не только у родителей и учеников, а вообще у всех жителей. Даже здороваются с легким поклоном. И мне так хотелось, чтобы меня уважали! (Улыбается). А потом меня очаровала моя первая учительница… «Хочу — быть как она!» — эта мысль засела у меня в голове. Но потом, когда сама стала учителем, конечно, сразу же осознала, что хочу быть сама собой, ибо каждый человек — индивидуальность и должен идти своим путем.
Отец Людмилы Егоровны — Егор Егорович Сергеев был председателем колхоза «Красное Знамя». Играл на гармошке. Самостоятельно освоила этот инструмент и Людмила. Видя тягу девочки к музыке, родители отдали ее в музыкальную школу.
— Сейчас на селе есть филиалы школы искусств —Милославичах вот, в Полошково… А тогда музыкальная школа была только в Климовичах. Папа возил меня на занятия два раза в неделю. Так продолжалось два года. А потом мы переехали в Климовичи, я стала учиться в средней школе № 2 (сейчас гимназия). И в обычную, и в музыкальную школу ходила уже сама.
— Как же непросто мне было на первых порах учиться на баяне! — смеется. — Я же на гармошке играла. А там другая постановка пальцев. Ох и доставалось мне от учителя музыки Александра Алексеевича Давыдова! «Опять за свое! Не на гармошке играешь» — сердился он. Впрочем, учитель он был хороший. Мы с ним ладили.
Желание стать учителем у Людмилы с годами не угасло. И она осуществила свою мечту, после восьмого класса поступив в Горецкое педагогическое училище (затем, уже работая учителем, заочно окончила Могилевский пединститут).
— Вот где мне пригодилась учеба в музыкальной школе! — улыбается Людмила Егоровна. — Дело в том, что все студенты обязаны были освоить музыкальный инструмент, чтобы в будущем полноценно давать своим ученикам уроки пения. В нашей группе (двадцать пять человек) в основном все были из села, без музыкального образования. Ох и туго приходилось же им! Ноты учили, «Елочку» пилили на баяне («Маленькой елочке холодно зимой»). Я помогала подружкам осваивать инструмент и нотную грамоту. Ходила королевой.
В 1989 году, после окончания педучилища, молодой специалист пришла на работу в Свирельскую начальную школу.
— Пришла — и опешила, — вспоминает учитель. — Мне предстояло учить сразу два класса — первый и третий!
Школа была малокомплектной. Учителя вели по два класса: первый — третий, второй — четвертый.
— Я растерялась: «Как можно учить сразу в двух классах! Как распределить урок, занять детей!..», — говорит Людмила Егоровна. — Первые дни даже плакала. Но у нас был замечательный директор — Степан Михайлович Витун. Поддержал, успокоил. И вскоре я приспособилась.
Когда работала в четвертой городской школе, ее учеником был… собственный сын.
— Так получилось, что забирать его из продленки было некому, вот и пришлось брать с собой в четвертую школу. Так мне было удобней, — поясняет педагог. — Своих детей учить труднее. Пожалуй, я была с сыном строже, чем с другими. Порой он даже обижался.
Я и дома не сразу выходила из образа учителя.
Бывало, муж говорил: «Выключай учителя! Будь мамой!»
Муж, Юрий Леонидович Кулешов, работал в Климовичском РОВД. Вот уже двенадцать лет, как его не стало.
Сыновья пошли по стопам отца. Оба отслужили в армии. Старший, Александр, окончил Академию МВД. Младший, Дмитрий, служил в спецназе и после армии остался во внутренних войсках, является курсантом Военной академии Республики Беларусь, факультет внутренних войск.
Сыновья не выбрали профессию педагога, а вот племянница Елизавета Сергеева, как когда-то и тетя, окончила Горецкий педколледж и сейчас работает учителем начальных классов в Милославичской средней школе.
«Учитель начальных классов — универсальный солдат» — это любимое выражение Людмилы Егоровны Кулешовой. Потому что он один — за всех: и математик, и языковед, и учитель музыки, и физрук, и трудовик.
— Мне и сейчас баян в помощь, — говорит педагог. — Хоть в гимназии есть учитель музыки, но если нужно подготовить какое-то мероприятие, разучить танец — беру в руки баян. Детям очень нравится (улыбается).
Все делаю вместе с детьми: и танцую, и пою, и в ролевых играх участвую… Такова доля учителя начальных классов. А мне нравится!
Самое трудное в работе — расставание с выпускниками, считает педагог.
— Первоклассники — это чистый лист. И вот ты, их первый учитель, начинаешь выводить на этом листе их будущую судьбу, стоишь у ее истоков. Как же это важно и ответственно! — подчеркивает Людмила Егоровна. — К четвертому классу ты видишь результат своих трудов и затем передаешь своих воспитанников учителям старших классов. Но связь с ними не заканчивается, нет! Я помню каждого своего ученика, знаю, кем он стал. А пятиклассники прибегают ко мне на переменах, по-прежнему делятся своими секретами и успехами.
Когда начальная школа была в отдельном здании, мои ученики приходили и туда после уроков. Это так радостно, когда тебя помнят!
У каждого человека есть увлечения. На вопрос о ее хобби Людмила Егоровна ответила коротко: «Моя работа». И пояснила:
— Отпуск у учителей пятьдесят шесть дней. Для меня это много. Я не могу долго оставаться вне детского коллектива. Практически ежегодно я работаю воспитателем в районном оздоровительном лагере «Орленок» (иногда и по две смены). Не исключением был и этот год.
С детьми всегда интересно. Стараемся придумывать интересные занятия, проводить мероприятия. Ну и сам всегда в гуще событий. Приходится перевоплощаться и в Бабу Ягу, и в других сказочных персонажей. Весело!
Людмила Кулешова говорит, что с нетерпением ждет начало нового учебного года, встречи со своими учащимися. В этом году они пойдут в третий класс. Двадцать пять человек: семнадцать мальчиков и восемь девочек. Любознательные и доверчивые, тихони и непоседы… Такие разные, и все — просто замечательные!
Самая лучшая награда для нее — это любовь учащихся и уважение их родителей, подчеркивает педагог.