Все дороги ведут домой: Землячка Светлана Баранова рассказала о жизни в Латинской Америке и почему скучала по Беларуси

Говорят «хорошо там, где нас нет». Многие люди частенько бывают неудовлетворены тем, что у них есть. Им кажется, что там, далеко за горизонтом, лучше, что на чужбине их ждет веселая и беззаботная жизнь. Есть такие индивидуумы, хоть и немного. Они о жизни в других странах судят по ярким рекламным роликам и думают, что там во сто крат лучше, чем на родине. Ну, начнем развеивать их убеждения.

Представляем вашему вниманию интервью с нашей землячкой Светланой Барановой, которая не так давно прилетела из Эквадора, где прожила пять лет. Она нам расскажет о жизни в стране Латинской Америки и о том, почему скучала по Беларуси.

— Светлана Ильинична, сначала пару слов о себе.

— Родилась я в Тимоново. Окончила наш совхозтехникум (ныне колледж), а затем заочно — Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию. По образованию я зоотехник. На разных должностях работала во многих хозяйствах района. У меня единственная дочь Алина. Наша с бабушкой гордость. Моя девочка замечательно училась в школе, участвовала и побеждала на разных олимпиадах. Получив аттестат об общем среднем образовании, поступила в Минский лингвистический университет. Алина отлично знала английский. В университете помимо этого языка изучала немецкий. А дополнительно платно брала уроки испанского языка. Кстати, испанский она начала изучать еще в школе. Я покупала ей много разных книг и учебников. Не жалела никаких денег. Знакомые меня осуждали, мол, такие суммы выкидываешь на ветер. А я знала, что новые знания пригодятся моему ребенку в будущем. Когда дочь училась в Минске, переехала и я туда. На курсах приобрела профессию продавца-кассира. Устроилась на две работы. Снимала квартиру. Нелегко было. Но мне нравилось. Я люблю нашу столицу, как, впрочем, и всю нашу страну. Тогда жила на два города — Минск и Климовичи. То и дело моталась на малую родину к матери: то огород засеять, то урожай с него убрать. Да и так помогать нужно было.

— А как вы оказались в Эквадоре?

— Алина где-то на третьем курсе познакомилась с испанцем Педро Колон Вальдиессо. Он работал в Эквадорском посольстве. Педро очень долго и красиво ухаживал за моей дочерью. Молодые люди полюбили друг друга. Сыграли свадьбу. Здесь, в Беларуси, родилась моя первая внучка Глория. Когда Эквадорское посольство закрылось, дочь с зятем, посовещавшись, решили переехать в Эквадор. Там живет семья Педро. Дети очень долго меня уговаривали поехать с ними — помочь смотреть внучку. К ним подключилась моя мама: мол, здесь сама справлюсь, а молодым помощь нужна. Я согласилась. Плакала долго, не хотела покидать Родину.

— Помните свои первые впечатления от страны Латинской Америки?

— Конечно. Первое, что меня удивило, когда приехала в Кито, — четкое разделение между бедными и богатыми. Очень много людей спят на обычном картоне на улице. А сколько тех, которые побираются! Коренное население до сих пор придерживается национальных обычаев: ходят в специфической обуви, одежде, по-особому причесывают волосы. Они не впускают в свою жизнь моду. Дети коренного населения продают фрукты, жвачки у светофоров, жонглируют, моют стекла автомобилей — таким образом зарабатывают деньги. Это первое, что бросается в глаза, когда въезжаешь в страну. От малых «предпринимателей» никуда не убежишь и не спрячешь взгляда. Вы можете себе в страшном сне представить, что у нас в Беларуси кто-то голодает, спит на земле на картоне, а голодные и чумазые дети продают фрукты? Нет, конечно. А в Эквадоре людей за чертой бедности очень много.

— А кто там живет хорошо?

— Люди, у которых есть хорошее образование. Но его сначала нужно получить. Отучиться в платной школе, а потом — в университете. Образование в Эквадоре удовольствие не из дешевых. И качеством оно похвастаться не может. Многие молодые люди из Эквадора своим вузам предпочитают российские или белорусские.
Кстати, диплом Алины Минского лингвистического университета в Эквадоре получил признание. Она некоторое время работала в университете, сейчас преподает английский в престижной платной школе. Говорит, что дети там совсем не стремятся получать знания. Ходят в школу только потому, что нужно. Дочь онлайн окончила магистратуру в испанском университете. Обучение обошлось больше семи тысяч долларов. Зять преподает в университете полиции. Стоит сказать, что в Эквадоре сложно найти работу, тем более хорошую и престижную. Там ужасная безработица.
Последние годы в стране цены на все выросли. Очень дорогая электроэнергия.

— Светлана Ильинична, а что вас очень удивило в Эквадоре?

— Во-первых, то, что там нет отпуска по уходу за ребенком. Мама, родив дите, через два месяца должна выйти на работу. Есть два варианта: нанять няню и каждую минуту бояться, все ли хорошо с сыном или дочерью, или уволиться и пополнить ряды бедных. Во-вторых, меня поразило то, что детские сады работают с 8.00 до 12.00, в крайнем случае — до 14.00. А потом девай ребенка куда хочешь. Садики, естественно, платные. Есть еще кое-что. В первые дни своего пребывания в Кито я однажды ночью проснулась от громких выстрелов. Зять успокоил, мол, это привычное дело — полицейские ловят наркоторговцев. Криминогенная обстановка в стране совсем неблагополучная. Там рюкзаки носят не на спине, а спереди, на груди. В ином случае останешься с одними лямками. Украшения из драгоценного металла тоже надевать опасно. Прямо на улице воры приставляют нож к телу и заставляют снимать. А не снимешь добровольно — убьют. В центре города даже днем могут отобрать кошелек, телефон. Вообще, много времени проводить на улице в Эквадоре не безопасно (смеется). Это вам не спокойная Беларусь, где можно оставить машину или квартиру не закрытыми. Еще вспомнилось. Когда мы приехали в Кито, Педро мне сказал: ни в коем случае с Глорией не выходить в парк, который как раз находился рядом с домом. На мое недоумение пояснил, что это опасно — в Эквадоре очень часто воруют детей и подростков из благополучных семей. Для чего? Продают их на органы. Именно поэтому на улицах городов и сел не встретишь гуляющих ребят. Есть только дети из низшего сословия.
Бывает, что в Эквадоре начинает бастовать беднота. Тогда люди без лишней надобности стараются не выходить из дому — опасно. Жители города закупаются продуктами впрок и добираются до работы не на своих машинах, а на общественном транспорте. Очень велик риск, что машину могут сжечь.

— А как с медициной в Эквадоре?

— Дорого, и очень дорого. Страховки обычно не покрывают лечение. Люди боятся заболеть. Стараются как можно быстрее выписаться из больницы. И еще, что мне там не понравилось: врачи не заморачиваются с родами женщины, а просто делают практически каждой кесарево сечение. Таким образом родилась и моя вторая внучка София.

— А от чего вы были в восторге в этой экзотической стране?

— От того, что там очень много разных фруктов. И они такие вкусные! Сначала мне очень нравилась и природа Эквадора — горы, красивые и необычные деревья, цветы. Но очень скоро я стала скучать по нашим березкам, радуге, желтым осенним листьям. Ведь в Эквадоре необычный климат. Там за сутки проходит четыре поры года. Рано утром — там наш май, с 10.00 до 16.00 — жаркое лето с температурой 35-40 градусов, вечером с 16.00 до 20.00 — наша прохладная осень, а ночью — настоящая зима. Отопления в домах нет. Поэтому все спят в теплых пижамах под теплыми одеялами. В Кито я очень скучала по манке, кефиру, сметане, пшенке, нашей гречке. Там этих продуктов просто нет. И картошка в Эквадоре разительно отличается от нашей. Не такая вкусная. Зато очень много бананов разных сортов. Их жарят, варят, делают из них лепешки.

— Почему вы решили вернуться на Родину?

— Все дороги ведут домой. Не было и дня, чтобы я не вспоминала о Беларуси. Только в Эквадоре поняла, насколько я патриот своей страны. У нас на самом деле все самое лучшее. Многие белорусы этого просто не понимают. Молодые люди с хорошим образованием еще могут адаптироваться к жизни в чужой стране, а вот людям постарше это сделать очень сложно. Как только я поняла, что дочь и зять могут обойтись без моей помощи, начала собираться домой. Кстати, возможно, семья моей дочери когда-нибудь тоже вернется в Беларусь. Педро в восторге от нашей страны. Его старший брат Дарвин жил с семьей 10 лет в Москве, а сейчас переехал в Минск. Мы часто созваниваемся, и он не перестает восхищаться нашей страной. Мы, белорусы, должны ценить то, что имеем. Таких благополучных условий для жизни, какие есть у нас, нигде не найдешь. От добра добра не ищут.

— Спасибо, Светлана Ильинична, за интересную беседу.

Вероника Левит.